Четверг , 21 ноября 2024
Главная / Автоновости / Разбить по-русски: в России появится своя методика краш-тестов

Разбить по-русски: в России появится своя методика краш-тестов


В проекте по созданию собственного рейтинга RuNCAP участвуют четыре стороны. Пока работа находится в самом начале, и планов громадье. Разбираемся, зачем все это нужно, и что получат от инициативы рядовые потребители.

Каждый автомобиль перед запуском в серию обязательно проходит всесторонние тесты на безопасность. Частично производители проводят их с помощью компьютерного моделирования, частично – на предсерийных образцах. Однако подробности о них автоконцерны не разглашают, оставляя тайной для потребителей.

Не будь независимых организаций, проводящих краш-тесты, никакого сравнительного рейтинга безопасности автомобилей не существовало бы. В разных странах методика и набор испытаний отличаются, поэтому прямо сопоставлять оценки машин, полученных разными организациями, не совсем корректно. Кроме того, в зависимости от рынка отличаются и сами автомобили. Европейская методика тестов называется Euro NCAP. Свои «НКАПы» есть в Австралии, Азии, Латинской Америке, Китае.

Российский рынок всегда ориентировался на результаты Euro NCAP, однако их следует принимать с оговорками. Хотя бы по той причине, что в Старом Свете даже бюджетные модели щедрее оснащены средствами активной и пассивной безопасности даже в базовой комплектации. Иными словами, на нашем рынке та же машина защищает своих пассажиров хуже. Кроме того, большое число отечественных бестселлеров в Европе не продается, а потому об уровне их безопасности мы можем только догадываться.

Для выхода из сложившейся ситуации газета «Авторевю» много лет назад запустила свой цикл краш-тестов по собственной методике ARCAP. Но ограниченность ресурсов издания не позволила поставить испытания на поток. За без малого 20 лет существования ARCAP (с 2001 года) была разбита всего 41 машина. И вот, заговорили о скором запуске национальной российской методики, которая выведет краш-тесты на новый уровень.

В проект краш-тестов RuNCAP вовлечены сразу четыре стороны. Центр испытаний НАМИ предоставит свои ресурсы для проведения испытаний. Росстандарт будет выполнять контролирующие функции. Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) имеет богатый теоретический опыт в сфере безопасности, а газета «Авторевю» — опыт практический. Заработает RuNCAP через два года, а пока идет подготовка к этому событию.

Для того, чтобы претворить идею в жизнь, необходимы большие вложения. Как на сами автомобили, так и на дооснащение полигона НАМИ до уровня современных стандартов. Пока деньги предполагается выделять из бюджета. В дальнейшем возможно привлечение средств от заинтересованных частных компаний. Например, за границей в проведение краш-тестов вкладываются страховые компании, которые хотят знать, какие автомобили наиболее и наименее опасны при аварии. Впрочем, российским страховщикам такие знания точно ни к чему. Если бы они действительно были заинтересованы в безопасности на дорогах, не торговали бы диагностическими картами, подтверждающими факт исправности машины.

Составить программу тестов обещают с учетом российской специфики. В первую очередь, подразумевается подбор машин. Они пойдут под удар в тех спецификациях, в которых продаются на нашем рынке. Автомобили станут не только бить, но и оценивать имеющийся у них арсенал средств активной безопасности, то есть системы, нацеленные на предупреждение аварий. Какой должен быть их удельный вес в общей оценке – это тоже предмет для обсуждения. Набор «упражнений» составят после изучения статистики аварийности в стране.

Большая часть методик предполагает фронтальный удар с 40%-ным перекрытием на скорости 56 или 64 км/ч. В США проводят более жесткий тест – с перекрытием всего в 25%. В этом случае удар проходит мимо лонжерона, эффективно поглощающего энергию. Немало моделей, получивший высший рейтинг безопасности по результатам краш-теста с перекрытием в 40%, на 25%-ном испытании провалились, оставив водителя с тяжелыми травмами. Учитывая, что львиная доля дорог в России лишена центрального отбойника, такая имитация лобового столкновения была бы в наших реалиях полезной. Скорее всего, удар войдет в комплекс RuNCAP. На какой скорости он будет выполняться, пока неизвестно.

Предполагается ввести в RuNCAP и тест на прочность крыши при опрокидывании. Электронные системы помощи водителю, не исключено, станут проверять в экстремальных условиях. Например, в России снег или грязь могут залепить датчики и радары. Будут ли они работоспособны после этого? Методика разрабатывается с прицелом тестирования и автобусов на предмет безопасности пассажиров. Такого за границей вообще нет.

На сегодняшний день есть лишь общая концепция. Она предполагает сделать RuNCAP более жесткой методикой, нежели все имеющиеся зарубежные. Участие в ней будет добровольным, однако нельзя исключать, что со временем его переведут на принудительную основу. Если затраты при этом переложат на плечи самих автопроизводителей, то заплатят за весь банкет в конечном итоге покупатели машин: цены, понятное дело, вырастут.

Во всей этой идее есть важный нюанс. Российский авторынок не настолько велик, чтобы диктовать свои жесткие условия. Если дорогие и жесткие краш-тесты сделают обязательными, мы недосчитаемся еще некоторого количества моделей. Вряд ли все производители будут готовы дорабатывать машины под локальные требования не самой важной для себя страны. Пока же RuNCAP выглядит однозначно полезным предложением. Не переборщили бы на следующих этапах.

Источник

Смотрите также

Чужой хищник: тест Hyundai Elantra

Исторически автомобили Hyundai были среднестатистическими в самом лучшем смысле этого слова. Дизайн кузова, который не …

Добавить комментарий